Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день можно встретить большое количество научных публикация, где одной из злободневных проблем выступает проблема реформирования пенсионной системы. Это, несомненно, та проблема, которая затронула уже все население нашего государства независимо от конкретного уровня доходов, так как пенсионная система в большой степени предопределяет весь уровень жизни людей после их непосредственного выхода на заслуженный отдых. Кроме того, очень низкий уровень пенсионного обеспечения сегодня, который не дает возможности существенной части пенсионеров удовлетворять даже жизненно значимые потребности, наглядно говорит о столь существенных недостатках осуществляемых преобразований, что уяснение надобности их ликвидации стало важным для всех граждан.
Переход нашего государства к рыночной экономике, а также отказ страны от монополии в экономической области объективно потребовали существенного реформирования всей государственной системы социального обеспечения посредством установления в ней страховых принципов. В первую очередь это затрагивает пенсионное обеспечение тех граждан, которые трудятся в общественном производстве. Установление начал обязательного социального страхования не происходит одномоментно, исходя из этого, пенсионная система нашей страны на протяжении длительного времени претерпевает существенные изменения.
Одним из важных элементов страховых пенсионных систем выступает страховой стаж, так как именно с ним связано как право на получение пенсии в порядке обязательного пенсионного страхования, так и установление ее размера. Отсюда актуальность страхового стажа на сегодняшний день во многом определена актуальностью завершения в нашем государстве осуществляемой пенсионной реформы.
С 1 января 2015 года на смену Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173, пришел Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400. Данный закон закрепляет основания возникновения и реализации прав граждан РФ на страховые пенсии.
Актуальность данной темы курсовой работы состоит в том, что, в связи с недавним изменением пенсионного законодательства в РФ, еще не до конца изучен новый правовой институт трудового стажа в пенсионных правоотношениях. Кроме того, ее актуальность обусловлена проблемой повышения пенсионного возраста в нашей стране, которая в последнее время широко обсуждается среди различных ученых.
Объектом курсовой работы выступает страховой стаж, как один из элементов пенсионных правоотношений, устанавливаемых в соответствии с законодательством РФ.
Предметом курсовой работы выступает законодательство РФ о страховых пенсиях, в том числе о страховом стаже, а также материалы судебной практики.
Целью курсовой работы является определение юридического значения страхового стажа в пенсионных правоотношениях.
Задачами курсовой работы выступают:
1) раскрытие понятия стажа;
2) выявление понятия и значения страхового стажа;
3) раскрытие особенности реформирования законодательства в сфере учета страхового стажа;
4) определение проблем учета страхового стажа.
Нормативная основа курсовой работы включает Конституцию РФ, а также ряд нормативно-правовых актов, регулирующих правовые отношения по определению трудового стажа, таких как ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 № 166-ФЗ, ФЗ «О накопительной пенсии от 28.12.2013 № 424-ФЗ и др.
Теоретическую основу исследования составляют учебные пособия, монографии, научные статьи, поднимающие вопросы трудового стажа. Стоит отметить, что степень научной разработанности указанной темы курсовой работы является значительной. Среди авторов, занимающихся данной проблематикой можно выделить: З.П. Замараеву, Э.К. Наберушкину, Е.В. Пестереву, Е.А. Боброва, Д.В. Солосину, Ю.Ю. Финогенову, П.А. Козлова и др.
Методологическая основа исследования включает в себя общенаучные методы познания (анализ, синтез, моделирование, классификация, дедукция, обобщение) и частнонаучные методы (исторический и статистический).
Структура курсовой работы состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СТРАХОВОГО СТАЖА В ПЕНСИОННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ
1.1 Понятие стажа
Прежде чем дать понятие термину «страховой стаж», необходимо рассмотреть, что из себя представляет определение «стаж».
Термин «стаж» очень широко используется в международных правовых положениях. Так, данное определение можно отметить во многих конвенциях Международной организации труда (далее - МОТ). В конвенциях МОТ нет определения понятия стажа, тем не менее, расшифровка этого понятия в его международно-правовом сущность, в основном, не отличается, так как отмечены значимые признаки этого термина. На основании ст. 1 Конвенции МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (1952), определение «стаж» определяет или период, на протяжении которого были внесены определенные денежные суммы, или стаж трудовой деятельности, или длительность проживания в этом государстве, или какое-то сочетание данных условий .
Отмеченное положение устанавливает, что в международных правовых нормах используется вполне объемная по своему содержанию расшифровка термина «стаж». Подобная интерпретация включает как понимание стажа в его классическом смысле (продолжительность трудовой деятельности», так и в определенном смысле (уплата взносов). При всем этом требуется отметить, что уплата взносов обозначается как определенный специфический критерий, который характеризует определение стажа. Разнообразные виды стажа могут или включать этот критерий, или такой критерий может отсутствовать. Отсюда, в конвенциях МОТ используются понятия «периоды страхования»; «периоды работы по найму» и многие другие .
Специальный смысл определению стажа придает его уяснение в конвенциях МОТ как критерия, который определяет продолжительность проживания в государстве, с которым может быть связано право на некоторые виды социального обеспечения .
Исходя из того, что юридическое содержание определения стажа выступает критерием наличия либо отсутствия права на разнообразные виды пенсий, пособий, иных денежных выплат и прямо влияет на исчисление их конкретных размеров, требуется в данной части рассмотреть отечественное законодательство о социальном обеспечении.
Установление стажа как родового определения в отечественном законодательстве о социальном обеспечении как таковое отсутствует. Отсутствие общего определения стажа не создает препятствий очень обширному применению разнообразных терминов, которые включают такой термин, как «стаж». К примеру, в отечественном законодательстве о соцобеспечении можно встретить такие термины, как «стаж»; а также «трудовой стаж»; «общий трудовой стаж»; «трудовой (страховой) стаж», «профессиональный стаж» и многие другие. Подобное разнообразие понятий при отсутствии ясных и однозначных определений большинства понятий, которые обозначаются отмеченными терминами, говорит о недостаточной проработке всего понятийного аппарата института стажа в праве социального обеспечения.
Таким образом, в международных правовых нормах по вопросам социального обеспечения понятие «стаж» включает вполне большое по своему определению понятие, содержащее периоды, которые связаны либо не связаны с уплатой взносов, и, кроме того, продолжительность проживания в конкретном государстве. Следуя тенденции охвата общим понятием стажа всех периодов, с которыми связываются юридические последствия в праве социального обеспечения, общее понятие стажа необходимо обозначить следующим образом: под стажем в праве социального обеспечения как правовое значимое обстоятельство (юридический факт) следует понимать суммарную продолжительность всей работы и любой другой деятельности с уплатой либо без уплаты установленных страховых взносов, иных определенных законодательством периодов, и, кроме того, в конкретных случаях время проживания в определенном государстве, если с отмеченными
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конвенция № 25 Международной организации труда «О страховании по болезни трудящихся в сельском хозяйстве» (Заключена в г. Женеве 15.06.1927) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 152 - 156.
2. Конвенция № 102 Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения» // Авторское право. Международная Организация Труда. Воспроизведение разрешено.
3. Конвенция № 118 Международной организации труда «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения» (Заключена в г. Женеве 28.06.1962) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1330 - 1337.
4. Конвенция № 157 Международной организации труда «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (Заключена в г. Женеве 21.06.1982) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1971 - 1982.
5. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // Собрание законодательства РФ. - 19.07.1999. - № 29. - Ст. 3686.
6. Федеральный закон от 27.11.2001 № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» // Собрание законодательства РФ. - 03.12.2001. - № 49. - Ст. 4561.
7. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 24.12.2001. - № 52 (1 ч.). - Ст. 4920.
8. Федеральный закон от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» // Собрание законодательства РФ. - 28.10.2002. - № 43. - Ст. 4188.
9. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // Собрание законодательства РФ. - 01.01.2007. - № 1 (1 ч.). - Ст. 18.
10. Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - 04.03.1993. - № 9. - Ст. 328.
Научная и учебная литература
11. Азарова Е.Г., Кондратьева З.А. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». М., 2003. С. 149.
12. Долотов В.А. Досрочные пенсии в Российской Федерации: Учеб. пособие. Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2005. С. 7.
13. Корсаненкова Ю.Б. Значение страхового стажа в пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации // Вестник РГГУ. № 3(104). Серия: Юридические науки. М., 2013. С. 129.
14. Куприян С.В. Обязательное социальное страхование лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 136 - 137.
15. Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. 2-е изд., доп. М.: Юстицинформ, 2009. С. 159.
16. Менкенов А.В. Страховой стаж в пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации // Социальное и пенсионное право. 2015. № 3. С. 23 - 26.
17. Менкенов А.В. Трудовой стаж и его роль в праве социального обеспечения: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. С. 81.
18. Сивакова И.В. Трансформация категориальной определенности стажа в условиях развития пенсионного страхования // Социальное и пенсионное право. 2016. № 4. С. 37 - 42; 2017. № 1. С. 15 - 20.
Судебная практика
19. Постановление Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда РФ и Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан А.В. Докукина, А.С. Муратова и Т.В. Шестаковой» // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 29. - Ст. 3744.